Дрифтерные войны-2014

Дрифтерные войны-2014

30 декабря 2014 20:38
3211

Дрифтерные войны-2014. Фото www.fishkamchatka.ru
Фото www.fishkamchatka.ru

Уходящий год запомнится разными событиями: грустными и радостными, интересными и не очень. Но одно из событий прошло практически незамеченным, хотя важность имеет первостепенную. Имеются в виду существенные подвижки в решении вопроса о запрете дрифтерного промысла в российских водах.

Что такое дрифтерный промысел? Для человека непосвященного объясним на пальцах: выходит в море судно и начинает вывешивать соединенные между собой куски сетей так, что на десятки километров в длину и на 15 метров в глубину образуется непрерывная стена. Рыба, идущая на нерест (в нашем случае к камчатским рекам) попадает в ячею, толкается и застревает… Назад ей хода тоже нет – мешают жаберные крышки (именно поэтому сети еще называют жаберными). Дальше – дело экипажей дрифтероловов: они выбирают сети, отправляют в завод нерку – самую ценную и дорогую рыбу, а прочий шлак (кету, горбушу, кижуча, чавычу, морских птиц и животных, запутавшихся в сетях) отправляют за борт за ненадобностью. Часть выброшенных в море рыбин и тех, кому удалось «протолкнуться» через эти стены, доходят-таки до Камчатки. Их во множестве обнаруживают в улове береговые предприятия, а рыбаки называют «объячеянными» за отсутствие чешуи и множественные раны. Жизнеспособность этих рыб, равно, как и способность размножаться – нулевые.

Дрифтерный промысел запрещен Резолюцией ООН в открытых частях Мирового океана, а в исключительных экономических зонах может быть использован по усмотрению той страны, юрисдикция которой распространяется на эту зону. При этом многие страны ведут активную политику постепенного запрета дрифтерного промысла в своих водах. Так, в мае уходящего года Еврокомиссия предложила полностью запретить дрифтерный промысел в своих водах странам Евросоюза уже с 1 января 2015 года. Сейчас в пределах двухсотмильной зоны Российской Федерации дрифтерным промыслом занимаются 35 японских и 16 российских судов. Каждое из судов в состоянии выставить по 32 километра сетей в день. Это 1 600 километров сетей, что сопоставимо с протяжённостью всего восточного побережья Камчатки.

Итак, в этом году произошел прорыв - законопроект о запрете дрифтерного промысла члены Совета Федерации и депутаты внесли на рассмотрение в Государственную Думу. В соответствии с проектом, предлагается запретить промышленное и прибрежное рыболовство с использованием плавных (дрифтерных) сетей на путях нерестовых миграций анадромных видов рыб «во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации». Полный запрет планируется ввести с 2016 года.

Однако, как только законопроект попал в Госдуму, из разных щелей и углов начались раздаваться реплики противников запрета. Причины не желать закрытия этого вида промысла, во всем мире считающегося варварским, банальны – это просто бизнес, детка, ничего личного…

Так, капитаны 15 рыбопромысловых судов, возмущенные предложением о закрытии дрифтерного промысла, направили телеграмму главе государства. Они считают, что за запрещением дрифтеров стоит вовсе не забота об экологическом благополучии, а «освобождение российского моря от российского флота» в пользу американских поставщиков красной рыбы (?). Заметим – капитаны 15 судов. Всего же дрифтерным промыслом в пределах двухсотмильной зоны Российской Федерации занимаются 16 российских судов. Остальные – японские. Иллюзия, или эта истерия отдает бредом? Авторы обращения скромно называют «российским флотом» все полтора десятка своих судов. Да, обеднел флот Отчизны! Куда же делись те траулеры и сейнеры, который ведут промысел вполне гуманными способами, в отличие от «стен смерти»? Поверьте, освоить квоты дрифтерщиков сегодня с успехом смогут и береговые предприятия Дальнего Востока! Без потерь и в полном объеме.

Это, что касается 16 российских судов. Остальные же дрифтероловы, повторюсь, японские. И вычищают они наши моря для японского рынка. Причем официальные данные и информация, поступающая от независимых наблюдателей, свидетельствуют об отсутствии реального контроля над промыслом. Дрифтероловы либо не отчитываются по прилову нецелевых объектов, в том числе, всех видов рыб, кроме нерки, морских птиц и млекопитающих, либо существенно (в среднем в 11 раз) занижают такие данные. Да и сведения по нерке – основному объекту их промысла, показываются недостоверно. В частности, 16 российских судов показывают, что они добыли за время с начала путины до конца июля 5 600 тонн нерки, а 30 с лишним японских - что добыли почти в 3 раза меньше – 2 000 тонн. Такая вот математика…

Эксперты полагают, что сейчас, когда Япония активно вводит санкции в отношении России, необходимо инициировать пересмотр российско-японских договоренностей в отношении японского дрифтерного промысла. Страна восходящего солнца ведет широкомасштабный промысел «стенами смерти» в нашей исключительной экономической зоне у берегов Камчатки, отказываясь, к тому же, подписать соглашение о предоставлении информации о незаконно добытой рыбопродукции, которая реализуется на рынках Японии.

Дрифтерные суда всплошную перекрывают сетями сотни километров российского побережья, не пуская рыбу на нерест, оставляя камчатские прибрежные предприятия без уловов, калеча в варварских сетях молодь лосося и морских млекопитающих. Только 15 процентов улова попадает на борт их судов, а вся остальная рыба получает серьезные повреждения и пропадает.

Эта проблема особенно остро стоит для Камчатки и Чукотки. По данным чукотских властей, каждый год рыбодобывающие предприятия вылавливают порядка девяти процентов рыбы, носящей следы от дрифтерных сетей. Россия в целом ежегодно теряет порядка восьми миллиардов рублей из-за деятельности дрифтеров в своей экономзоне. А сколько теряют рыбаки на берегу, не дождавшись рыбы, поскольку она или оказалась в трюмах дрифтерщиков, или, выброшенная за борт, кончила свои дни в Тихом океане?

Эксперты считают, что если не принять необходимых мер, то можно лишиться популяции наиболее ценных видов рыб, а также нанести невосполнимый ущерб биологическому разнообразию морской экосистемы тихоокеанского региона в результате гибели морских птиц и млекопитающих. Возникнет ситуация, сложившаяся в 1950-х годах. Тогда японские дрифтеры нанесли непоправимый урон экономике и морской среде Дальнего Востока, серьезно подорвав популяцию стада тихоокеанских лососей. В результате, из-за отсутствия рыбы на Камчатке осваивали всего по 8-10 тысяч тонн. Это привело к разорению 30 рыболовецких колхозов, закрытию 25 рыбоконсервных заводов, 36 рыбоперерабатывающих береговых баз, 23 рыбокомбинатов и 27 поселков. На частичное восстановление лососевого стада понадобилось более 25 лет.

И еще одно. При дрифтерном промысле нерка (напомним, самый ценный и дорогой из лососевых видов), проходит неофициальную селекцию. Дело в том, что на дрифтерном промысле лосось делится на 2 сорта. Ко 2-му, более дешевому, относится рыба некрупная или получившая повреждения в орудиях лова. Проверка показала, что порядка 50 процентов улова лосося в дрифтерах теряет товарный вид и как второй сорт выбрасывается. Значит, половина улова нерки тоже идет за борт. И в нерестилища, за редким исключением, попадает такая «второсортная» рыба. И именно она дает потомство – некрупное и нежизнеспособное… Чем это грозит камчатскому лососю в будущем – объяснять не надо.

Пока же ждем. Ждем, когда одно из самых важных начинаний 2014-го – запрет на дрифтерный промысел – вступит в силу.

Олег СТЕПАНОВ, для РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

30 декабря 2014 г.

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Легенды камчатских гидов

26.11.2023
7339
Легенды камчатских гидов

Жители России не так давно «распробовали» туристическую Камчатку. Оказалось, что если подходить к отдыху с головой, то «потусить» на полуострове получается не сильно дороже, чем съездить, например, в Турцию. Да, сервис попроще, зато какое единение с природой.

На улицах Петропавловска-Камчатского мы наблюдаем приметы того, что наш город постепенно превращается в туристическое место. Сувенирные лавки, «визит-центры» и указатели достопримечательностей органично вписались в ландшафт из кофеен, ларьков с шаурмой и рекламных вывесок.

И всё чаще встречаются на нашей земле организованные группы пестро одетых людей с рюкзаками. Как маленькие яркие утята, верно следуют они за своей мамой-гусыней – гидом-экскурсоводом (который, как мы знаем, должен быть аккредитованным и аттестованным), готовым раскрыть гостям Камчатки все её тайны.

А тайн много, и каждый гид стремится рассказать людям что-то необычное, выудить из архивов неизвестные ранее факты, узнать какие-то научные интересности и устроить туристам интерактив с очередным подвязыванием ленточек на очередное несчастное дерево или с собиранием пирамидок из камней.

Пирамидки, кстати, на Камчатке «прижились» не так давно. Древние масоны тут никогда не жили, в контактах с египтянами наши коренные жители не замечены и складыванием камней в стопочки в промышленных масштабах никогда не занимались. Но, как вездесущие одуванчики прорастают на всех проложенных человеком дорогах, так и пирамидки начинают расти на всех туристических тропах.

Откуда эта традиция пошла, сейчас, наверное, уже никто не скажет, но характерные стопочки плоских камней можно встретить от Карелии до Непала. В каждой местности трактуют этот ритуал немного по-разному, камчатские гиды обычно сходятся на том, что пирамидка – домик для духа, которому можно загадать желание. И чем выше пирамидка, тем охотнее дух будет это желание выполнять, будто делать ему больше нечего.

Встречается ещё вариант, что на каждый камень, положенный в пирамидку можно загадать отдельное желание. А ещё складывание камней – отличный повод превратить трехчасовую экскурсию в четырехчасовую.

В пирамиду камни складывать можно, а вот забирать с собой – нельзя (их нужно покупать за большие деньги в сувенирных магазинах), потому что они являются частью духа вулкана и будучи оторванными от него приносят несчастья. Легенда тоже не новая. Где-то в глубинах интернета встречалась история о том, что первыми её придумали гиды и водители автобусов, которые возят туристов на Везувий.

А дело всё в том, что большинство «сувениров» туристы банально забывали в автобусах, и бедным водителям приходилось выгребать из салона по паре сотен килограммов булыжников в конце каждой смены.

Очень популярна в сети и легенда про вулкан Мануа-Лоа. Каждый, кто утащит с этого гавайского вулкана даже небольшой сувенир рискует обрушить на себя гнев богини Пеле, и несчастья будут преследовать бедолагу до тех пор, пока все камни не будут возвращены на место. Дошло до того, что сотрудники местного природного парка регулярно получают по почте посылки с вулканическими камнями от тех, кто хочет загладить свою вину перед гавайскими богами.

У нас в России примета с камнями популярна на Байкале. По преданию, каждый камень там имеет свою энергетику и является частью уникальной ауры озера. Помимо ущерба для ауры туриста, такой сувенир может причинить и ущерб для кошелька.

Байкал – памятник природы и дотошный сотрудник природоохраны имеет право выписать вам штраф за попытку украсть кусочек этого памятника. Наличие недоброй ауры в вулканических камнях с Толбачика мы не проверяли, но вот кусочки от гейзеров точно отколупывать не советуем.

Кроме примет и верований, каждый турист жаждет прикоснуться к знаниям о той уникальной земле, по которой путешествует. Особенно когда поездка долгая, интернета на федеральной трассе нет, камни все уже собраны, ленточки повязаны, а евражки накормлены (напоминаем, что кормить евражек нельзя).

И вот тут начинается самое интересное. У каждого гида в запасе должно быть много часов занимательных историй из собственной практики, а также обширные знания по истории, культуре, географии, геологии и животном мире Камчатки. И знания эти зачастую могут удивить даже самых академичных академиков и самых культурных культурологов.

Например, вы знали, что Камчатка названа по одноименной фамилии партизана? А удостоился он этой чести за то, что сжёг японский китобойный завод, который располагался на полуострове. Не знали? Вот и мы не знали. А целый автобус туристов теперь знает. И, скорее всего, не один.

Да, на Камчатке действительно много «партизанских» топонимов, даже целый город есть, в названии которого ни один москвич никогда не сможет правильно поставить ударение. И одна из версий происхождения названия полуострова, озвученная Борисом Полевым, действительно рассказывает нам про землепроходца Ивана Камчатого, по фамилии которого (опосредованно, сначала так была названа река, а уже по реке назвали полуостров) Камчатка получила своё имя. Но Камчатый и партизаном не был и за сжиганием японских заводов не замечен.

Про пирамиды анунаков в центральных районах полуострова, мы, пожалуй, рассказывать не будем, про них вам в Милькове любой проводник расскажет. А вот про «ученых из ООН», которые в 90-х приехали на Камчатку и «огромным сверлом просверлили Корякский вулкан, чтобы он точно не взорвался», пожалуй, упомянуть стоит. Сверлили, кстати, не просто так, а чтобы из вулкана вышло всё лишнее давление. Возможно, именно они спасли Петропавловск от катастрофического взрыва Коряки, который нам предрекали московские специалисты в 2014 году. Они просто не знали, что «ученые из ООН» уже обо всём позаботились.

Кстати, сверлением вулканов занимались не только они. Ведь ветряки, которые сейчас стоят в поселке Октябрьский тоже изначально планировали поставить… на вулкане. Прямо на вершине Авачинского. Там даже подготовили площадку, но Авача начала извергаться, и ветряки увезли в Октябрьский.

После таких увлекательных историй уже не кажутся странными нестыковки во времени, превратившие коряков в атлантов («10000 лет назад там, где сейчас находится Камчатка было неглубокое море (…) а коренные народы заселили полуостров 15000 лет назад) и секретный тоннель для подводных лодок из Вилючинска, по которому они могут незаметно выходить в океан.

Проект канала из бухты Крашенинникова напрямую в Тихий океан действительно был. По словам камчатских историков, ещё Муравьёв-Амурский предлагал перенести Петропавловск на другую строну Авачинской бухты. А канал предназначался для того, чтобы флот мог незаметно выйти на оперативный простор и зайти к неприятелю с тыла.

Вообще, на Камчатке хватает и настоящих историй, в достоверность которых верится с трудом. Лосей вертолётом в центральные районы полуострова действительно завозили. В сети доступны мемуары тех, кто участвовал в этом процессе. И бобров в Мильково разводить пытались. И карась в Усть-Камчатске действительно водится. А ещё у нас чуть не построили атомную электростанцию. И луноходы на Толбачике испытывали.

И как в таких условиях простому туристу отличить настоящие истории от плодов бурной фантазии экскурсовода? Только перепроверять каждый факт в надежных источниках. А зачем перепроверять, если у гида удостоверение есть? Он же умный, он же экзамен сдавал, аттестацию проходил (но это не точно).

Так и бродят по русской Атлантиде имени борца с китобойными заводами грустные заграничные ученые с огромной дрелью и думают, куда бы ветряки воткнуть. Возможно, мы о них ещё услышим, ведь впереди новый туристический сезон и новые занимательные легенды.

Афанасий Хомячков, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», фото из архива автора.

Этнодеревню в центре Петропавловска-Камчатского должны снести до конца октября

14.10.2023
10653
Этнодеревню в центре Петропавловска-Камчатского должны снести до конца октября

Как стало известно агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ», до конца октября в центре Петропавловска-Камчатского должна быть демонтирована так называемая этнодеревня, которая, по мнению большинства жителей столицы Камчатки, не украшает, а портит город. Несколько лет назад застройщика от надзорных органов защищал сам полномочный представитель Президента России Юрий Трутнев.

Официальной информации о том, что сейчас происходит с этнодеревней, нет. Но, по данным источников информагентства в краевом правительстве, снести портящий вид центра города объект губернатор Владимир Солодов решил после того, как поступило предложение от руководства одного из крупных российских банков построить на этом месте что-нибудь более привлекательное, как с архитектурной, так и с эстетической точки зрения. Известно, что проект по демонтажу финансируется этим банком через Фонд «Будущее Камчатки». По имеющимся сведениям, владельца этнодеревни, компанию «Павлин», убедили пойти на переуступку и снос объекта, за что он получит, по разным данным, от 90 до 130 млн рублей. Этнодеревня должна быть полностью демонтирована до конца октября, в противном случае ООО «Павлин» будет обязано выплатить серьезную неустойку.

По неподтвержденным данным, бывший владелец этнодеревни намерен продать хотя бы часть демонтированных сборных строений. Будет ли восстановлена разрушенная в ходе строительства береговая линия озера, пока неизвестно. Также власти Камчатки пока официально не озвучивали, что планируется построить на освобожденной территории. Говорят о создании детского игрового центра, где в том числе, должны быть центр КМНС, мастерские и выставочное пространство.

Как сообщалось ранее, камчатская общественность уже несколько лет недоумевает по поводу появления на берегу живописного озера в центре Петропавловска объекта, названного «этнодеревней». Строительство объекта в водоохранной зоне резидентом ТОР «Камчатка» ООО «Павлин» началось в 2016 году со скандала. Работы не раз останавливала природоохранная прокуратура из-за экологического вреда, отсутствия разрешения на работы, а также изменения планов на использование участка. Экологи и общественники возмущались, что губернатор Владимир Илюхин отдал застройщику участок земли без согласований, экспертиз и общественных слушаний. Но в 2017 году точку в дискуссиях поставил полпред президента Юрий Трутнев, который приструнил региональные управления федеральных органов и призвал не допускать необоснованного административного давления на бизнес. Инвестор после этого окрика продолжил строительство, не опасаясь общественного или государственного контроля. Распоряжением губернатора Камчатского края проект был признан масштабным.

Заявлялось, что инвестор вложит в строительство «культурного и туристического объекта в составе гостиничного комплекса с объектами питания, а также объектов развлекательного и познавательного характера на общей площади 13 000 кв.м» около 260 млн рублей и обеспечит занятость не менее 70 работников.

К 2019 году на берегу уникального озера было сооружено несколько строений, в том числе, гостиница и ресторан. «Архитектура» объекта напоминает сборные загородные дома зажиточных россиян 90-ых. А обещанная национальная деревня так и не появилась. Более того, на берегу живописного озера было построено вовсе не то, что презентовалось на красивых картинках в 2016 году, так как застройщик, похоже, позволил себе значительное отступление от первоначального проекта, явно допустив архитектурную и ландшафтную самодеятельность.

Озеро Култучное расположено в самом центре Петропавловска-Камчатского и является, по сути, одним из главных украшений города. Когда-то озеро имело рекреационное и рыбохозяйственное значение: в него заходили кижуч, голец, корюшка и сельдь. Озеро имеет длину 815 м, ширину — 283 м, глубины в озере достигают 6–7 м.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 105 След.