Танец – это жизнь

24 сентября 2020 13:06
2946

Танец – это жизнь

Педагог елизовского Центра детского творчества Ирина Протасова летом 2020 года стала лауреатом регионального этапа XV Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя».

На конкурс руководитель детского образцового хореографического коллектива «Фейерверк» представила свой проект «Духовно-нравственное воспитание посредством хореографии «Дорогою добра» и одержала победу в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения».

Награды победителям вручат на торжественной церемонии открытия Камчатских рождественских образовательных чтений, которые состоятся осенью этого года. А пока хореограф Ирина Протасова расскажет нам о юных артистах «Фейерверка», о работе коллектива над новыми проектами, и, конечно, о планах на новый учебный год.

– Ирина Александровна, можете чуть подробнее рассказать, о чём вы писали в конкурсной работе? Духовно-нравственное воспитание ребёнка, вроде бы, к хореографии отношения не имеет?

– Ошибаетесь! Я обобщила свой опыт работы с детьми за 15 лет работы с коллективом. В основе духовно-нравственного воспитания лежит воспитание чувств, и хореография является благодатной почвой для этого. Здесь и воспитание народным танцем, патриотическим танцем, и приобщение детей к культурным традициям, здоровому образу жизни, любви к родной земле, родному дому, семье. Это и выстраивание отношений детей в коллективе, потому что у нас в «Фейерверке» главная ценность – дружба детей, терпимость по отношению друг к другу.

Через народные танцы в детях воспитывается бережное отношение к культуре любой нации и народности (что немаловажно в наши дни), к пониманию друг друга. «Дорогою добра», одним словом. Коллектив часто выступает на общественных мероприятиях, и, прежде чем, выпустить детей на сцену, я им рассказываю о значении той или иной даты, о важности события и т.п. Ведь руководитель в детском хореографическом коллективе – это прежде всего педагог, который кроме творческих задач, должен решать и задачи воспитательные.

– То есть, вы с детьми ещё и беседуете?

– Конечно! Обсуждаем, что хотим выразить в том или ином танце, ведь любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь!

Хореография – коллективное творчество, и здесь важно, чтобы ребята подружились. Как бы ни сложилось в жизни, дома, школе, ребёнок знает, что в «Фейерверке» может поделиться своими переживаниями. Мы здесь учим детей не только танцевать, а выходить в социум, общаться, вести себя должным образом.

– А что вы делаете с ленивыми? Не все ж трудолюбивые, терпеливые...

– Работаем. Приучаем их к труду. На репетициях мы ведём поединок с собственной ленью – и педагог, и дети в первую очередь – потому что только трудом можно добиться успеха. Я всегда им говорю, что количество времени и труда, затраченное на тренировку, обязательно перерастает в качество.

Маленькие дети не все понимают серьёзности танца. Поначалу, они идут в хореографический класс, где хотят просто веселиться. Но со временем понимание приходит. Дисциплина у нас строгая, дети видят, что, если заниматься время от времени – ничего не получится. И только трудолюбием можно всего добиться.

А еще хорошая мотивация ¬ – участие в концертах. Абсолютно все дети любят выступать. Поэтому в «Фейерверке» выступают дети даже первого года обучения. Сначала перед родителями, затем на уровне Центра детского творчества, а дети постарше часто выступают уже на мероприятиях районного и краевого уровней. Но, чтобы тебя выпустили на сцену перед зрителями, нужно приложить максимум усилий и, конечно же, труда. Неподготовленный ребёнок не может выступать, и об этом мои ученики прекрасно знают.

– Мальчиков считают более ленивыми, чем девочек – стереотип такой сложился в обществе. А у вас 29 мальчишек в коллективе. Чем вы их берёте?

– Да, у меня сейчас в младшей группе 15 мальчиков, в средней восемь, и в старшей шесть. С мальчиками работать, конечно, сложнее. «Пахать» вместе с ними нужно до седьмого пота… Эта работа требует вложения больших физических, моральных и душевных затрат. Особенно в младших группах. Мальчики - непоседы, они более шумные, их труднее организовать, они не могут долго стоять на месте, не терпят многократных повторений. Да и работа с мальчиками несколько другая, чем с девочками. Это прежде всего воспитание мужских качеств в танце. Танец ребятам нелегко даётся на первых порах, а потом в подростковом возрасте они становятся опорой коллектива ¬- у них развиваются лидерские качества.

Мальчики очень любят трюковые элементы, поэтому сразу с младшего возраста я стараюсь им давать трюки, силовые упражнения, и тем самым как-то привлекать их. В народном танце много различных трюков, а это значит, что парень должен быть сильным, выносливым, трудолюбивым. И конечно же, мальчики – это несомненно украшение любого танца. Это мощь, это удаль, это сила, это широта движений – одним словом, красота!

– То есть, вы своих учеников ещё и спортом заставляете заниматься?

– Обязательно! Во всех группах, обязательными являются занятия ОФП. А для мальчиков силовые уроки. Кроме того, у нас в начале каждого урока проходит физическая разминка – мы уделяем 15-20 минут развитию физической формы, а потом уже разминка танцевальная. С малых лет пытаемся привить детям любовь к труду в первую очередь. Когда они с маленького возраста приучаются, тогда и, повзрослев, спокойно относятся к физическим нагрузкам на тренировках. Ребята-танцоры бодры, хорошо выглядят, подтянуты, спортивны. Это опять же результат постоянных тренировок, физических нагрузок.

– Когда вы учились в вузе, танцевали партии мальчиков?

– Да, мы же должны уметь преподнести материл как девочкам, так и мальчикам. И это помогает сейчас, потому что, не зная техники, на одних объяснениях далеко не уедешь. У нас в институте был очень сильный педагог - профессор по русскому танцу, который грамотно и профессионально преподавал свой предмет. Я люблю с мальчишками работать – мне очень нравится на занятиях их энергетика. От мальчиков отдача – пусть девочки не обижаются – больше, энергетически сильнее.

Этим летом приезжали на каникулы мои выпускники и проводили мастер-классы для «Фейерверка». Что меня поразило: не девочки, а именно мальчики. И у себя в вузах наши выпускники также занимаются в хореографических коллективах – находят время! То есть, танец сопровождает их по жизни.

– Ваша дочка Василиса, с четырёх лет стала полноправным членом коллектива, репетирует, выступает вместе с ребятами на сцене, причём ещё и поёт. Вы её специально направляете, подталкиваете?

– Нет, она пока сама стремится. Пока маленькая – ей всего восемь лет– Василисе нравится и петь, и танцевать. Но петь, к моему, наверное, сожалению, нравится больше...

Но я это оправдываю не совсем еще осознанным возрастом - на уроках хореографии ребёнку труднее физически, особенно не любят маленькие дети растяжки. А вообще я считаю, что развивать творчески нужно каждого ребенка. Пускай дети ищут, что им ближе, пусть пробуют себя в разных направлениях, которые помогут им лучше раскрыться. Если выбор уже сделан, тогда нужно контролировать, всячески поддерживать и подбадривать, вырабатывать ответственность.

– В вашей частной хореографической студии «Василиса» есть и детская студия «Фейерверк», где вы занимаетесь с детьми от 4-х лет. Малыши из первого набора студии уже доросли до занятий в ЦДТ? Они пришли в младшую группу знаменитого нашего «Фейерверка»?

- Конечно, доросли, и пришли! Не все, конечно. Дети в возрасте 4-5 лет ещё не могут различить современный, народный или классический танец. Нравиться будет то, что вызовет положительные эмоции, а также поддержат родители. Тем не менее важно адекватно, реально оценивать физиологию детей и природные данные.

С этой целью при моей студии «Василиса» мы и создали подготовительное отделение для малышей. Здесь педагог-хореограф прежде всего помогает определить, насколько ребенок склонен к тому или иному направлению танца. У кого-то хорошая пластика, гибкость, у другого - все данные для занятий классическим танцем, а кто-то – настоящая «народница», с развитым чувством ритма и так далее. По началу ребенок может капризничать, лениться, потому что хореография – это труд и бесконечные повторы. И к этому нужно быть готовым прежде всего взрослым. Терпение и еще раз терпение…

Те, кто остаются, становятся, как правило, хорошими танцорами.

– В Елизовском районе прошла традиционная сельскохозяйственная ярмарка «Елизовская осень», где творческие коллективы обычно радуют посетителей своими яркими выступлениями. Так было и в этом году?

– Нет, к сожалению. Детям сейчас, из-за ограничений в связи с пандемией коронавируса, нельзя участвовать в общественных мероприятиях, поэтому мы записали наши танцы на видео. Наши ролики, как и других коллективов Центра детского творчества, в дни ярмарки показывали на большом городском экране.

– У вас сорвались какие-то поездки, планы из-за пандемии коронавируса?

- Ой, сорвались! В начале марта мы планировали поездку в Пекин, на международный конкурс. Уже были на чемоданах, но в последний момент всё сорвалось... Пришлось перенести на неопределённый срок концерт, посвящённый 15-летию «Фейерверка». Мы наметили его на красивую дату – 29 апреля – Всемирный день танца... Хоть и не круглая у нас в этом году дата, но для коллектива она значимая... И плюс пришлось отказаться от ежегодного отчётного концерта. Причём, мы в этом году собрались объединиться тремя коллективами: наш, вокальный коллектив Нины Фоменко «Созвездие» и коллектив спортивно-бального танца «Альта» Екатерины Ладыгиной. У нас был сценарий «Арт-кафе» – задумка очень интересная, но воплотить её в жизнь не пришлось. Надеемся, что всё это ещё покажем...

– …хотя бы после Нового года. Сейчас-то массовые мероприятия с участием детей под запретом.

– Мы тоже очень надеемся!!! Конечно, часть номеров уже, наверное, сменится, потому что и дети выросли – в какие-то костюмы они не влезут, и мы ещё полгода будем работать, а дети не стоят на месте и растут-растут. Но в целом мы готовимся!

– Сколько новых номеров удалось поставить за весь год с учётом дистанционного обучения.

– Год был плодотворный. В концерте, посвящённом 15-летию «Фейерверка», мы планировали показать 21 номер, из них 16 – новые. Из старого отобрали только лучшее – то, что больше нравится зрителю. Да, был большой объём работы, потому что мы и к поездке на конкурс готовили новые номера.

– А разве на конкурс везут новые вещи? Не обкатанный номер выставлять очень рискованно.

– Да, есть доля риска. Но мы достаточно часто выезжаем, поэтому всегда стараемся подготовить что-то новенькое. Когда дети работают на одном и том же материале, им это наскучивает. Поэтому я стараюсь всегда разнообразить репертуар. В прошлом году, когда готовились к Пекину, отправили жюри видеозапись нашего класс-концерта на сцене ЦДТ. Организаторы конкурса нас просили, поскольку мы образцовый коллектив, показать этот класс-концерт в Китае для других коллективов, поэтому мы к этому «уроку на сцене» тоже усиленно готовились: репетировали различные движения русского танца, сложные трюки, комбинации... Но, увы, тоже не сложилось.

– Какие номера из нового репертуара «Фейерверка» вы лично полюбили всей душой?

– О новых номерах пока не буду рассказывать - всё увидите на концерте. Знаю, что не каждый наш номер одинаково восторженно принимает зритель: какие-то пользуются большим успехом, какие-то меньшим. Но каждый вымучен, выстрадан и каждый нам одинаково дорог.

А я больше всего люблю детские номера – они нравятся мне своей непосредственностью. Движения для них я беру у самих детей: есть такая методика, когда ребятки сами сочиняют танец: они придумывают движения поочередно, а потом мы их складываем в один «куплетик», так скажем. И очень много интересных моментов, необычных движений можно почерпнуть именно у детей, потому что у педагога все равно глаз «замыливается» в процессе работы, то есть, ты чаще всего следуешь одним и тем же танцевальным па… А тут можно «подсмотреть» интересные находочки.

Когда-то слышала хорошее изречение: «Учитель который ничему не учится у своих детей, проводит время даром». Золотые слова!

– Ирина Александровна, вопрос, который волнует и родителей, и ваших коллег: как преподавать хореографию дистанционно? Да ещё и новые номера ставить.

– Ой! Это, конечно, очень сложно и практически нереально для творческого коллектива. Можно выучить отдельное движение, но полностью всё это связать практически невозможно. Мы, конечно, руки не опустили, пытались различные варианты проработать, ведь всё это случилось внезапно. Связь по вотсапу оказалась самой удобной для нас: кусочки танцев мы повторяли, дети учили, присылали мне отчёт, я отсматривала, поправляла, комментировала... Что-то показывала сама... - снимала себя дома, или выходила на природу – для разнообразия.

Позже из этой «дистанционной работы» мы собрали несколько видео роликов. Один из них занял первое место в муниципальном конкурсе социальной рекламы Центра «Луч» г. Елизово. Некоторые можно найти на странице ЦДТ в Instagram.

Также во время самоизоляции мы приняли участие в двух дистанционных международных конкурсах, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Наш результат – дипломы лауреатов первой и второй степени и в одном, и в другом. Конкурсы проходили в режиме онлайн, что для меня стало открытием. То есть, все дети сидели у экранов, смотрели номера своих конкурентов, и жюри эти номера обсуждало тоже онлайн. Мы в результате получили и оценку, и разбор «полётов». Очень интересно! Действо продолжалось с семи вечера до глубокой ночи, но многие смотрели. В одном из этих конкурсов принимала участие и Нина Алексеевна Фоменко с моей Василисой – они тоже получили Диплом лауреата первой степени в номинации «вокал». Интересно как раз то, что мы увидели воочию, что всё состоялось. Вот такой был у нас интересный первый опыт.

Мы активно стараемся развиваться, несмотря ни на что!

– Вы все эти 15 лет работаете с одним и тем же концертмейстером – Валерием Леоновым. 14 сентября в ЦТ начался новый учебный год – ваш 16-й. И вы снова вместе встречали детей?

– Конечно! Я очень горжусь тем, что на протяжении многих лет работаю именно с этим человеком, потому что Валерий Геннадьевич Леонов вносит огромный вклад в развитие коллектива – это бессменный наш концертмейстер. И для меня он, я не побоюсь этого слова, лучший концертмейстер-баянист, лучший слухач, лучший аранжировщик в Елизовском районе. Такого ещё поискать! Желаю Валерию Геннадьевичу, хорошего здоровья, чтобы он работал, работал и работал! У нас с ним за эти годы такой уж тандем крепкий образовался...

– Он ещё и «нянька» ваших учеников?

– Да, Валерий Геннадьевич очень много разговаривает с детьми. Если мне надо одну группу проводить, а другую встретить, он общается с ними, присматривает. Очень любит с маленькими детьми заниматься: гармошкой их завлекает, играет с ними. Вы помните, мы сделали проект по русскому народному танцу? Так вот перед тем, как зайти в зал, мы играли со зрителями в фойе ЦДТ, развлекали их, настраивали. И там встречал зрителей оркестр русских народных инструментов. Этот оркестр специально к проекту создал наш концертмейстер. Причём, он задействовал и маленьких детей, и детей среднего возраста, и старших. Очень интересно было поработать!

Я помню своё детство – я же тоже в ЦДТ училась – у нас был танец «Кадриль» в репертуаре: мы останавливались, играли на инструментах и пели частушки. И именно Валерий Геннадьевич ещё тогда учил нас играть на балалайках и на гармошках.

– Ирина Александровна, дополнительное образование держится не только на плечах педагогов, но и родителей ваших учеников. Это так?

– Конечно! Я своих родителей просто обожаю! И люблю! И безмерно благодарна нашим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, потому что у нас в «Фейерверке» активные, неравнодушные и очень творческие родители! Все наши заслуги, все результаты за эти 15 лет работы коллектива получены благодаря совместной работе педагогов с родителями. Этот тандем у нас очень крепкий – не будь его, таких результатов добиться было бы невозможно. Родителей я стараюсь приобщать ко всему: у нас много собраний, различных бесед; мы с детьми и с родителями вместе выезжаем на базу отдыха – купаться и отдыхать.

Танцы дети исполняют народные, а народный костюм требует вышивки. Так вот: все кокошники, что вы видите на сцене – это ручная работа родителей. И костюмы, которые шьют нам в мастерских ЦДТ, родители наших детей потом украшают бисером, пайетками, вышивкой. Это колоссальный труд!

И на концертах дежурят ответственные мамы и папы, которые всегда придут, всегда помогут, все костюмы соберут-разберут. Низкий поклон родителям, потому что я здесь одна, конечно, не справилась бы...

– Какие у вас планы на новый учебный год?

– Планируем сделать на сцене ещё один класс-концерт, но уже не по-народному, а по классическому танцу. Опять пригласим, как на предыдущий класс-концерт, и родителей, и друзей, и коллег – всех желающих... Думаем попробовать такой вариант урока, потому что обычно все это остаётся за стенами класса, а хочется показать эту трудную работу, но облечь её в красивую сценическую форму.

Поездки пока отменяются, но концерты будем потихонечку готовить – надо провести и отчётный, и в честь 15-летия «Фейерверка».

– Счастливого вам учебного года!!!

Беседовала Вера СТУПНИКОВА, фото из архива ЦДТ

Обсуждения новости

✎ Написать комментарий

Завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

18.04.2024
384
Завершены съемки арктического сериала-катастрофы «Челюскин. Первые»

За экспедицией парохода «Челюскин», который впервые должен был за одну навигацию пройти Северный морской путь, следила вся страна. Однако судно было раздавлено льдами и затонуло в феврале 1934 года, рассказали РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в «Ростелекоме».

Последовала легендарная спасательная операция, за которой пристально наблюдал весь мир. Об этих событиях расскажет шестисерийный арктический сериал «Челюскин. Первые» (16+), съемки которого завершились. Для российской киносериальной индустрии это уникальный проект по масштабу, географии, сложности и высокотехнологичности съемок. В главных ролях – Глеб Калюжный, Стася Милославская, Кирилл Кяро, Дмитрий Куличков, Дмитрий Чеботарев и Алексей Розин.

Производством сериала занимается компания Art Pictures Vision по заказу «НМГ Студии» при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»). Проект пополнит линейку Wink Originals («‎Слово пацана. Кровь на асфальте»‎, «Фишер», «Балет», «‎Библиотекарь» и другие) и выйдет эксклюзивно в онлайн-кинотеатре Wink.ru (совместное предприятие «Ростелекома» и НМГ) уже в этом году.

По сюжету, пароход ледокольного типа «Челюскин» отправляется из Мурманска во Владивосток. Экспедицией руководит прославленный исследователь Отто Шмидт (Кирилл Кяро). Судном управляет опытный капитан Воронин (Дмитрий Куличков). На борту – полные энтузиазма и упорства ученые, полярники и моряки. Среди них молодой механик Юрий Набатов (Глеб Калюжный) и метеоролог Оля Сомова (Стася Милославская). Но великая идея обернулась трагедией – судно было зажато льдами и пошло ко дну. Оказавшись на льдине, в самых суровых арктических условиях, два месяца челюскинцы боролись за жизнь в ожидании спасения.

Съемки сериала-катастрофы стартовали в марте 2023 и продлились более года. Они проходили на живописных и труднодоступных территориях Чукотки, Архангельской и Мурманской областей, в исторических местах Санкт-Петербурга и Кронштадта, а после продолжились уже в виртуальной реальности.

Одной из локаций стала знаменитая своими видами на северное сияние Териберка в Мурманской области – здесь снимали эпизоды эвакуации челюскинцев со льдины. Специально для важнейшей сцены на берегу Баренцева моря были построены радиопост и яранга, традиционное жилище чукчей, где впоследствии и жили герои сериала.

Над проектом работали более 300 человек, в том числе 150 актеров. Часть съемок на Крайнем Севере приходила при –50°C. Во время работы в Териберке группа несколько дней была отрезана от съемочной площадки из-за метели.

«Погода менялась ежечасно. Мы могли начинать съемочный день при солнце, а потом нас в один момент заволакивало стеной снега, так что мы не видели друг друга на расстоянии десяти метров. Ветер пронизывал до костей, и когда через шесть-семь часов мы понимали, что от него никуда не деться, нас охватывала паника. А надо было продолжать работать. Тяжелее всего приходилось артистам, я восхищаюсь и благодарен им за их буквально героическую стойкость», – рассказал режиссер Степан Коршунов.

«Сериал объединил прекрасную команду профессионалов, и мы, как и челюскинцы, старались достойно нести возложенную на нас ответственность. Мой герой Юра Набатов – смелый, отчаянный, упертый молодой человек. Экспедиция на “Челюскине” становится для него во многих смыслах билетом в жизнь. А когда герой оказывается в непростых обстоятельствах, ему приходится отчаянно бороться за то, что действительно дорого», – отметил актер Глеб Калюжный.

В съемках вместе с актерами участвовали около 30 сибирских хаски – ездовых собак, которых традиционно используют на севере.

«На съемках я впервые наблюдала северное сияние, перегладила огромное количество хаски. Где мы только не были: в Архангельске, Санкт-Петербурге, Мурманске и даже в виртуальной реальности! Моя героиня Ольга Сомова – это вымышленный персонаж, но у нее есть реальный прототип, на пароходе действительно была девушка-метеоролог. В нашей истории Сомова оказывается перед серьезным выбором. Из девочки она превращается в сильную и смелую женщину, которая способна быстро принимать решения и нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь близких ей людей», – подчеркнула актриса Стася Милославская.

Как рассказывают создатели, из-за погодных условий съемочная команда постоянно сталкивалась с «непреодолимыми трудностями»: под лед провалился снегоуборочный трактор, отдельные декорации унесло в море, после чего было принято решение перенести часть съемок в павильон и доснять некоторые сцены с применением новейших технологий.

В проекте использовался огромный LED-экран длиной 32 метра и высотой 8 метров, на котором при помощи компьютерной графики в режиме реального времени создавали виртуальный мир, полностью воспроизводящий настоящие локации и декорации сериала.

«При помощи LED-экранов мы создавали управляемую природную среду, которую в реальной жизни уловить очень сложно. Во время одной смены мы могли постоянно использовать одно состояние погоды или, наоборот, поменять сразу несколько: в начале смены создать бурю, в середине – живописный заход солнца, а к концу сделать полярное сияние, которое в природе крайне сложно подловить. Кроме того, в процессе съемок мы придумали ноу-хау: LED-экран не позволяет снимать на 360 градусов, поэтому мы использовали поворотный механический круг, как в театре. Таким образом, конструкция в нужный момент могла поворачиваться на необходимый для кадра ракурс. После поворота под него подстраивался контент на экране – и мы продолжали снимать», – раскрыл секреты режиссер Степан Коршунов.

На Камчатке джаз-вокалистка отдаст дань уважения Тине Тернер и другим соул-дивам

14.04.2024
836
На Камчатке джаз-вокалистка отдаст дань уважения Тине Тернер и другим соул-дивам

17 апреля в рамках фестиваля «Камчатская весна» состоится концерт московской джазовой вокалистки Светланы Жаворонковой и коллектива Acoustic Soul , сообщили РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в краевой филармонии.

Они представят проект Soul Divas Tribute (Дань уважения соул-дивам), который погрузит слушателя в эстетику женского вокала. В основе харизматичный соул и джаз 1970–2000-х годов.

На сцене прозвучат композиции звёзд мирового уровня в прочтении певицы и композитора Светланы Жаворонковой.  Динамичный проект Soul Divas Tribute включает хиты звёзд первого эшелона: Тины Тёрнер, Адель, Ареты Франклин, Эми Вайнхаус.

Светлана Жаворонкова на протяжении нескольких лет работает с Acoustic Soul. Чувственность и сыгранность коллектива дополняет эмоциональный драйв, который зрители почувствуют в электрическом звучании команды.

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 1229 След.