Анна Давыдова: большинство проблем на севере Камчатки связано с отсутствием жилья

Анна Давыдова: большинство проблем на севере Камчатки связано с отсутствием жилья

15 декабря 2022 13:00
3665

Анна Давыдова: большинство проблем на севере Камчатки связано с отсутствием жилья

На развитие севера края ежегодно тратятся значительные суммы, довольно часто и на разных уровнях поднимается вопрос сохранения традиций и культуры северян. Тем не менее и проблемы, с которыми сталкиваются проживающие там люди, тоже знакомы всем: транспортная недоступность, неудовлетворительное состояние дорог, отсутствие кадров, цены на продукты и товары первой необходимости, сложная логистика. Главная же проблема, из которой вырастают и все остальные, - это аварийный жилфонд, считает депутат Законодательного собрания Камчатского края от Корякского округа Анна Давыдова.

- Люди на севере остро нуждаются в жилье, так как дома там находятся в плачевном состоянии. Так, в Пенжинском муниципальном районе 90% жилья признано аварийным. Активное строительство велось на севере исключительно в советские годы, да и погодные условия в тех районах не самые благоприятные, потому сегодня практически всё, что было здесь когда-то построено, стало непригодным для проживания. Что касается Пенжинского района, то здесь стоит отметить активность администрации: они провели большую работу по признанию жилья аварийным, что позволит им вступить в федеральную программу по переселению жителей с привлечением средств из фонда содействия реформированию ЖКХ. Данный фонд выделяет средства регионам, и при активной работе на местах можно за счет федеральных средств неплохо обновить жилфонд. Таким образом, с краевого бюджета снимется нагрузка. Практически всё жильё на севере - муниципальное, людям нет смысла его приватизировать, ведь его вряд ли можно продать, потому все «жилищные» заботы ложатся именно на плечи местных администраций.

- Если есть такой замечательный фонд, почему бы всем северным районам не воспользоваться его средствами?

- Тут, повторюсь, многое зависит от муниципалитетов, от того, насколько они будут активно работать. Вот Пенжинский район очень хорошо в данном направлении себя показал: они провели процедуру признания жилья аварийным, внесли его в программу «ГИС ЖКХ». Состоялись публичные слушания, на которые мы вынесли обсуждение вопроса строительства жилого дома в Каменском - административном центре Пенжинского района. Другие районы не так активны, и в этом не всегда их вина. На севере живёт особенный народ: они скромные, стеснительные, боятся лишний раз что-то узнать, потревожить. Такой вот человеческий фактор. Зачастую необходимо делать наоборот - спрашивать у них, все ли им понятно, не нужна ли помощь. Если им доступно всё объяснить, они, поверьте, горы свернут! С теми же условиями вступления в программу им надо помочь разобраться, методические какие-то рекомендации дать. Существует еще одна замечательная государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» с 90-процентным финансированием из федерального бюджета. Участие в этой программе помогло бы не только со строительством жилья, но и с клубами, спортзалами и другими необходимыми населению объектами. Уверена, про такую программу мало кто слышал на нашем севере.

- Кто, на ваш взгляд, должен доносить до районных администраций эту информацию?

- Мы, как депутаты, безусловно, помогаем взаимодействовать местной власти с профильными министерствами: в первую очередь с министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики и министерством строительства и жилищной политики. Однако, хотелось бы, чтобы в министерствах понимали, насколько на Севере сложно с кадрами. Необходимо оказывать северным муниципалитетам методическую помощь, консультировать, знакомить с нормативной базой. Во многих муниципалитетах только от меня узнали о существующих федеральных программах. Многие даже начали работать над тем, чтобы принять в них участие, но тут возникает еще одна проблема: для участия в программе необходимо разрабатывать проектно-сметную документацию, проходить процедуру госэкспертизы. Естественно, это не под силу местным администрациям, необходимо, чтобы эти заботы край взял на себя. Считаю, что надо смотреть на перспективу: край потратится на ПСД, а расходы на строительство возьмёт на себя федеральный бюджет.

- Бытует мнение, что население массово покидает отдалённые северные посёлки. Если это так, то для кого там строить жильё?

- Так даже некоторые чиновники думают и действительно не понимают, для чего нам север. Пенжинский район интересен: там золоторудные места! «Рыбные» места интересны, а вот, допустим, Тигильский и Олюторский районы не интересны власти. Тем не менее, там живут люди, там много молодежи, жители не хотят покидать родные места. Создайте им условия, они имеют на это право! Чем люди живут на севере? Рыболовство, работа в муниципальных бюджетных учреждениях, традиционная какая-то деятельность. Отток населения, конечно, есть: людям негде жить, как и некуда поселить специалистов, наличие которых делала бы жизнь на севере комфортной и безопасной. Как жить там, где нет, к примеру, врачей? Так или иначе всё упирается в проблемы с жильём. Кроме того, во многих северных населённых пунктах нет спортивных объектов, учреждений культуры и досуга, нет минимальной для комфортного проживания инфраструктуры.

- Такие проблемы на Севере повсеместно или где-то условия для проживания людей все-таки более подходящие?

- Не во всех районах всё так плохо. В Оссоре, например, проблема с жильём стоит не так остро, по крайней мере, местная администрация обозначила, что острой потребности в настоящее время у них нет. В Тымлате, по сравнению со многими селами и посёлками севера, кипит жизнь. Село развивается благодаря Тымлатскому рыбокомбинату - это очень социально направленное предприятие, за что им отдельное спасибо. В Тиличиках проблема с жильём наконец-то начнёт решаться: в бюджете уже заложены средства на выкуп готового дома, который был сдан еще в 2019 году, однако простоял пустым из-за возникшего между застройщиком и краевыми властями недопонимания. Дом небольшой: всего на шесть квартир, но шесть квартир – это целых шесть семей, которые не уедут, а будут жить и работать на севере. Многие не хотят покидать свои родные места, кто-то даже вернуться хочет, а возвращаться некуда!

- Каким населённым пунктам все же повезло? Где люди уже переехали в новые дома?

- Говорить о том, что ничего не делается, неправильно. С 2015 по 2022 год жильё построили в Тиличиках, Тымлате, Каменском, Пахачах, Манилах и Ачайваяме. В Лесной в 2020 году сдано два дома замечательных, но они, к сожалению, ситуацию несильно спасли. Там есть такие дома, которые домами назвать язык не поворачивается. Мы боимся, что один такой просто не переживёт эту зиму: там нет полов, а от фасада одна дранка осталась! Куда идти 27 жильцам? На улицу? Ни общежитий, ни резервного фонда в Лесной нет. Однако, позиция у краевой власти такая: сдали два дома, и пока этот населенный пункт подождет.

- Строительство в отдаленных районах - это ведь не только про финансирование? Какие ещё имеются сложности?

- Очень дорогая доставка материалов и сроки строительства в несколько раз дольше, чем, к примеру, в центральной России. Так, в Ачайваяме почти два года велась только подготовка к строительству. Сначала материалы везли до Пахачей морским путём, где, как вы понимаете, далеко не всегда штиль, затем груз лежал и ждал, когда откроется зимник. И только на следующий год можно было приступать к строительству. Из-за непростой логистики зачастую срываются аукционы: соображающие подрядчики не особо заходят на них, а те, кто, увидев большие цифры, решил заработать, но, как минимум, не посмотрел карту региона, заходят на аукцион, понимают, что не справятся и контракт в итоге расторгают. У нас есть мысли каким-то образом доработать 44-й Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок или же дополнительные условия какие-то вписать в контракты, чтобы на строительство объектов в районах Крайнего Севера заходили проверенные исполнители – подрядчики с опытом строительства в таких непростых условиях, те, кто уже себя зарекомендовал. Чтобы не получилось, как с реконструкцией школы искусств в Палане: 10 лет там идёт ремонт! То один подрядчик плохой, то второй. Это, пожалуй, самая долгая реконструкция в крае. В 2023 году, надеюсь, эта история закончится: 40 миллионов из бюджета выделено. Я этот вопрос держу на особом контроле, хочется, чтоб в юбилейный год (школе 55 лет), объект всё-таки доделали.

- Какие подрядные организации зарекомендовали себя как надежные? Кто уже строил на нашем севере и строил хорошо?

- Хабаровский домостроительный комбинат себя прекрасно проявил, они как раз строили дома в Лесной, ООО «Новые регионы» - тоже хабаровская строительная компания, они сдали дом в Ачайваяме и досрочно - в Пахачах, они же зашли на Карагинскую районную больницу. Самое интересное, что им пришлось доказывать нашему Минстрою, что размеры этой больницы не оправданы. Застройщик из другого региона объяснял профильному министерству, что такие объемы там ни к чему. Действительно, зачем посёлку Оссора мини-версия краевой больницы? Помещения будут пустовать, так как ни врачей, ни пациентов там столько нет, здание необходимо будет обслуживать. На итог «ляжет» потом такой объект непосильной ношей на местный бюджет. Надеемся, что взаимодействие с исполнительными и муниципальными органами власти поможет успешно решать эти и другие вопросы по социально-экономическому развитию Корякского округа.

Беседовала Виктория БУШКОВА, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

15 декабря 2022 г.

  • Анна Давыдова: большинство проблем на севере Камчатки связано с отсутствием жилья.
  • Анна Давыдова: большинство проблем на севере Камчатки связано с отсутствием жилья.

Ваши комментарии

✎ Написать комментарий