WWF требует установить охранный статус на острове Карагинский на Камчатке

WWF требует установить охранный статус на острове Карагинский на Камчатке

21 мая 2019 13:46
2709

WWF требует установить охранный статус на острове Карагинский на Камчатке

Всемирный фонд дикой природы (WWF) настаивает на придании камчатскому острову Карагинский статуса особо охраняемой природной территории, сообщили агентству «КАМЧАТКА-ИНФОРМ» в камчатском отделении WWF. 

Кроме того, экологи уверены в необходимости взять под защиту и прочие территории водно-болотных угодий международного значения, находящиеся на Камчатке. 

«Исходя из опасений, что дальнейшее хозяйственное освоение острова приведет к негативным последствиям для местной флоры и фауны, Всемирный фонд дикой природы (WWF) настаивает на придании Карагинскому статуса особо охраняемой природной территории. Кроме того, WWF России считает необходимым установить охранный статус для всех водно-болотных угодий международного значения, находящихся на территории Камчатского края. Избегание региональными властями обязанностей, взятых на себя Россией в рамках Рамсарского соглашения, подрывает авторитет заповедной системы страны на международном уровне и создает угрозу утраты уникальных мест обитания редких видов птиц», - сказали в фонде. 

Остров Карагинский располагается у восточного побережья Камчатки, в одноименном заливе в Беринговом море. От полуострова его отделяют 37 километров через пролив Литке. Официальный путеводитель по Камчатке, переживший уже два издания (второе выпущено в 2016 году), все еще именует Карагинский остров «важнейшим зоологическим заказником». Книга указывает на официальный запрет охоты на птиц, строительства домов и вырубки леса. Исключение сделано лишь для коренных жителей Корякии, охотящихся здесь в осенне-зимний период на куропаток. Охота на промысловых зверей ведется по разрешениям. 

«Впрочем, похоже, авторам книги «Камчатка. Современный путеводитель» придется переписать ее в третий раз, ведь в 2018 году остров Карагинский из заповедной земли легким решение чиновников превратился в охотугодья. И обязательства России, как участницы Рамсарской конвенции, никак не помешали этому удивительному превращению», – сказали в организации. 

Международная Конвенция о водно-болотных угодьях (Рамсарская конвенция, Рамсарское соглашение) была подписана в 1971 году. СССР присоединился к ней в 1974. А в 1994 Россия подтвердила свой статус участника Соглашения. На территории нашей страны сегодня располагаются 35 объектов, имеющих международное значение в рамках Конвенции. Четыре из них – на Камчатке: Парапольский дол, Утхолок, река Морошечная и остров Карагинский. 

Из четырёх – повезло лишь Парапольскому долу. Он включен в состав Корякского заповедника. Три оставшихся участка с 2002 года были зарезервированы для создания на их территории зоологических заказников. Тогда в отношении острова Карагинский власти отмечали, что создание заказника явится «реальным вкладом в выполнение Россией соглашений с Японией и США об охране мигрирующих птиц и среды их обитания», а также Рамсарского соглашения. На территории охранялись все виды птиц. Особое внимание уделялось морским колониальным птицам, гусеобразным и краснокнижным. Из редких видов на острове можно наблюдать беркута, белоплечего оралана, кречета, сапсана, розовую чайку и алеутскую крачку. 

Несмотря на все это в 2010 году соответствующее постановление губернатора Корякского автономного округа было отменено, и участки оказались территорией охотничьих угодий. 

«Ситуация сложилась парадоксальная. Остров Карагинский – удаленное место. Постоянного населения на острове нет (в некоторых источниках указывается лишь метеостанция). Охранять остров площадью почти 200 тысяч гектаров оказалось попросту некому. А теперь, вместо того, чтобы самостоятельно организовать защиту уникальных видов от возможного браконьерства, администрация региона решила переложить эту обязанность на плечи частной компании», - заявил директор Камчатского отделения WWF России Сергей Рафанов. 

По его мнению, логика руководителей региона незатейлива: следить за изобилием охотничьих ресурсов должно быть выгодно самому владельцу участка. А значит, и сохранением ценных видов будет заниматься он. Охранные функции государства при этом будут заменены контролирующими. Только вот беда, ближайший лесничий – в Оссоре. Это примерно 60 километров через пролив. 

«Остается поверить на слово, что охотники-любители поедут за тридевять земель на удаленный остров охотиться на зайцев и куропаток, а вовсе не на редкие виды», - сказал директор отделения. 

«Сдав в аренду остров Карагинский, местные власти, а вместе с ними, получается, и Россия, просто проигнорировали международные договоренности и взятые на себя страной обязательства. Более того, есть свидетельства, что даже существующая на острове хозяйственная деятельность по добыче рыбы лишена должного контроля», - отметил Сергей Рафанов. 

В частности, речь идет об изменении рыбопромышленниками русла нерестовой реки на Карагинском.