ОСАГО: страховщикам – разорение, мошенникам – «Клондайк»
07 июня 2016 10:47
ОСАГО: страховщикам – разорение, мошенникам – «Клондайк». Фото osagoonline.info
Фото osagoonline.info

КАМЧАТКА-ИНФОРМ - 

Дефицит полисов ОСАГО, распространенность поддельных полисов, загоняющих страховые компании в финансовую яму, мошенничество со стороны «черных автоюристов» – об этих острых проблемах Камчатки шла речь на рабочем совещании правоохранительных органов в управлении Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю. Совещание прошло под руководством главного федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента в ДВФО Александра Шарова. В совещании приняли участие руководитель камчатского УФАС Ирина Светлова, камчатский транспортный прокурор Дмитрий Лосев, начальник Госавтоинспекции края Ростислав Асов, начальник управления Госавтонадзора по Камчатскому краю Александр Прутов, представители страховых компаний.

Надо отметить, что совещания, посвященные проблемам ОСАГО, проходят в крае регулярно. Этот вид обязательного страхования на протяжении уже ряда лет причиняет гражданам различные неудобства. Но раньше это в основном были нарушения прав автолюбителя. Теперь же в число пострадавших попали и сами автостраховщики. И пока законодатели разрабатывают и принимают очередные поправки к закону об ОСАГО, мошенники по максимуму наживаются на открывшихся им возможностях и штампуют подделки.

Давайте больше доказательств!

Удивительно, но факт: абсолютное большинство камчатских судей поддельные полисы признают за настоящие. Получение страховой выплаты по поддельному полису ОСАГО в Петропавловске-Камчатском стало рутинной процедурой. Попав в ДТП, человек предъявляет сотруднику ГАИ бланк страховки, инспектор проверяет – значится ли такой страховой полис на сайте Российского союза страховщиков, и если нет, вписывает это в справку о ДТП (факт отсутствия не означает, что полис поддельный – зачастую и настоящие полисы не внесены в реестр сайта РСА). Затем гражданина просят предъявить сомнительный полис в полицию для проведения экспертизы на подлинность. Но владелец заявляет, что потерял полис. И подает в суд иск в отношении страховой компании с требованием выплатить не только страховую выплату, но и неустойку, и представительские расходы юристу.

К судебному заседанию бланк ОСАГО чудесным образом находится. И дальше происходит самое интересное: судья игнорирует представленные полицией документы о том, что полис запрашивался для экспертизы, заявление владельца о его утере, ходатайство страховой компании о проведении экспертизы полиса на подлинность. Судья говорит: «Не вижу оснований для экспертизы». И тем самым легализует подделку.

- В итоге при страховой выплате в 77 тысяч рублей судья взыскивает сверху неустойку в 155 тысяч рублей. При выплате в 52.400 рублей неустойка составила 100 тысяч рублей. И это – общая практика судов, - рассказал Иван Разумов, директор филиала страховой компании ВСК. - Но мы не выплатили не потому, что не хотели выполнять свои обязательства. А потому что у человека поддельный полис, и мы передали материалы в УВД.

Что касается ГАИ и УВД в этой истории – они всеми силами поддерживают страховщиков. По словам И. Разумова, полиция провела большую работу по выявлению поддельных полисов. Известны точки их продаж, изъята и приобщена к материалам уголовного дела печать, определены бланки подделок, которые сейчас в ходу, и даны ориентировки на них, в том числе – в ГАИ. Но все это мало помогает.

По данным, озвученным на совещании, за 4 месяца 2016 года та же компания ВСК направила в полицию 123 заявления о фактах обращения страховщиков с поддельными полисами на предмет возмещения ущерба. Удалось изъять и направить на экспертизу только 12 полисов. Остальные граждане «теряют». Заведено всего 5 уголовных дел о поддельных документах. Только 2 из них в УВД считают перспективными. И есть лишь 1 факт привлечения гражданина к уголовной ответственности по этой статье в связи с ОСАГО.

Кроме всего прочего, существует, как выразился транспортный прокурор Дмитрий Лосев, правовая коллизия: экспертиза, проведенная в уголовном производстве, не учитывается в гражданском суде.

- Мы вынуждены иметь больший штат юристов, чем продавцов, - констатировал Иван Разумов. - 41 миллион рублей мы собрали с ОСАГО и тут же получили 172 миллиона рублей исков. Компания с заработанного рубля гарантированно отдает 3 рубля по судебным решениям. Экономика жестко отрицательная, и при всем дефиците обязательного автострахования мы не можем увеличить штат продавцов – это просто разорительно.

Почему судьи упорно отклоняют ходатайства о проведении экспертизы и проверки полисов на подлинность? Ни у кого из присутствующих на совещании не родилось версий ответа. Возникло лишь предложение пригласить на следующее рабочее совещание руководителей судейского сообщества и выслушать их точку зрения. Впрочем, такая попытка уже была сделана, но внятного ответа не последовало. «Каждый случай – индивидуальный, давайте больше доказательств», - сказал страховщикам и представителям УВД председатель городского суда Петропавловска.

А на десерт – моральный ущерб

Между тем именно с этой проблемой напрямую связан дефицит подлинных полисов ОСАГО – среди страховщиков нет желающих выходить на заведомо убыточный рынок, где мошенничество обрело размах настоящего отдельного бизнеса и остается безнаказанным.

Другая причина, заставляющая страховщиков избегать рынка автострахования, - завышенные выплаты в суде по искам, поданным «представителями» страхователя. Предприимчивые дельцы уговаривают потерпевших в аварии на уступку прав требования выплаты со страховой компании. Многие автолюбители по незнанию или наивности соглашаются, т.к. предпочитают получить деньги сразу. Впоследствии автоюристы отсуживают суммы в разы больше и присваивают их. Также процветают юридические компании, «помогающие» при страховании автогражданской ответственности. Они принимают от граждан заявления на страхование, самостоятельно рассчитывают стоимость полиса ОСАГО и готовят платежные документы для оплаты премии в банке. После чего подают документы в страховую компанию, которая в свою очередь при наличии такого пакета документов обязана выдать полис ОСАГО. Но страховые компании находят существенные нарушения в документах (такие как техосмотр, оформленный в Москве – как мог его пройти камчатский автомобиль?), в расчете страховой премии и отказывают в оказании своих услуг. А юридические фирмы имеют договор о представительстве гражданина в судебных инстанциях и других органах, и идут в суд, прося не только заключить договор страхования, но и возместить моральный вред. При этом граждане даже не подозревают, что исковые заявления от их имени рассматривают в суде.

- В идентичных делах один судья выносит на представительские расходы 2 тысячи рублей, а другой 25 тысяч. Сравните: представительство законного государственного защитника в суде в Камчатском крае стоит 1.320 рублей за день работы. А присутствие у мирового судьи в течение 10 минут – 15-20 тысяч рублей. И этот вопрос тоже надо обсуждать, - отметил главный федеральный инспектор А. Шаров.

Перспективы «беспилотного» региона

Недостатки системы обязательного страхования автогражданской ответственности побуждают госорганы и РСА искать пути их преодоления.

Президент РФ Владимир Путин поручил правительству и Центробанку к 1 октября подготовить предложения по переходу ОСАГО на натуральную форму компенсации, чтобы ущерб возмещался ремонтом, а не живыми деньгами.

С 1 июня в 5самых убыточных по ОСАГО регионах России стартовал пилотный проект, направленный на устранение дефицита полисов. Теперь страховые организации-члены союза будут продавать полисы других компаний-членов РСА за некоторым исключением. Если страховая компания, в которую пришел клиент, по каким-либо причинам не может его застраховать, она обязана предложить ему полис ОСАГО другой страховой компании, входящей в РСА. По мнению страховщиков, было бы замечательно, если бы действие пилотного проекта охватило и Камчатский край:

- Сегодня на Камчатке полисы ОСАГО предлагают только две компании: ВСК и Росгосстрах. И мы очень опасаемся того, что Росгосстрах выйдет с рынка, и останется только ВСК, - озвучил Разумов. Он также назвал положительные сдвиги в практике ОСАГО. – Сегодня есть единая методика расчета страховых выплат, установленная правительством России, и она неоспорима, в том числе и судом. Мы ремонтируем машины на эту сумму, и ее хватает на ремонт. Одна из поправок в закон об ОСАГО установила преимущественное право страховщика ставить машину на ремонт. Мы заключили соглашения не с самыми дешевыми СТО – и суммы хватает. Таким образом, с убыточностью в части ущерба вопрос решен, ремонтировать мы тоже научились. Мы создаем выездные пункты приема документов в ГИБДД, чтобы сразу направлять пострадавших в аварии в страховую компанию, потому что сейчас основной поток граждан идет прямо в суд, хотя по закону они обязаны прийти к страховщику. Если таким образом мы устраним излишние расходы от судебных тяжб и изменим судебную практику в части легализации поддельных полисов, думаю, страховое сообщество готов будет с 1 января 2017 года открывать в крае продажи ОСАГО.

Следующее рабочее совещание по этой теме назначено на 14 июня. Запланировано пригласить на него председателя Петропавловск-Камчатского городского суда Юрия Доценко и предоставить ему достаточное количество доказательств, что нынешняя практика пагубно отражается на законном страховом бизнесе и на рынке ОСАГО в целом.

Эмма КИНАС, РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

7 июня 2016 г.

(Перепечатка возможна лишь с согласия редакции Российского Агентства Информации «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»!)

Фотографии:

Модуль "Форум" не установлен.